Главная » Статьи » Мои статьи |
1. Процесс гребли и классификация гребков Процесс
гребли состоит из следующих друг за другом гребков, то есть движений
лопасти весла в воде. Частота гребли зависит от сложности
преодолеваемого участка реки, она минимальная на спокойных участках и
максимальная при осуществлении маневров на сложной воде. Различают
гребки перемещения и гребки управления. Гребки перемещения имеют целью
сообщение судну максимальной скорости по его продольной оси вперед или
назад. Повсеместно распространены термины "грести НА ХОД" и "ТАБАНИТЬ". Гребки
управления имеют целью сообщение судну максимального вращательного
движения вокруг его центра тяжести и также могут быть прямыми
(начинаются возможно ближе от носа) и обратными (начинаются возможно
ближе от кормы). Гребки управления всегда имеют составляющую, сообщающую
судну перемещение вперед или назад, однако эта составляющая невелика,
они в основном тормозят судно. Каждый
гребец имеет свою зону выполнения гребков. Гребки перемещения
выполняются как можно ближе к борту судна и параллельно ему, гребки
управления - по дуге возможно большего радиуса. Гребок имеет четыре фазы: - захват лопастью весла воды (начало гребка), - проводка (силовая часть гребка, когда судно получает. ускорение за счет опоры весла о воду), - выход лопасти из воды (конец гребка), - занос весла для следующего гребка (смотри рисунок). Во
время гребка рука, расположенная ближе к воде, является тянущей, а
рука, находящаяся выше от воды, является толкающей. Весло давит на воду
за счет сложения моментов сил от тянущей и толкающей рук. Усилие гребка
наращивается постепенно, оно максимально, когда весло почти вертикально.
Проводка заканчивается, когда лопасть пройдет туловище гребца,
дальнейшее движение весла в воде малоэффективно. При
выполнении обратных гребков весло не разворачивается. Выполнение
обратных гребков перемещения аналогично выполнению прямых, только занос
лопасти и захват воды производятся сзади. Для контроля перемещения судна
гребец поворачивают голову в одну сторону на все время обратной гребли. Для
выполнения дугообразных гребков управления в наиболее эффективных зонах
непосредственно у носа или у кормы и увеличения радиуса гребка туловище
гребца должно наклоняться вперед или назад, тянущая рука может
смещаться ближе к толкающей. Чтобы
гребля перемещения и особенно управления была эффективной, необходима
жесткая посадка гребцов на судне. На катамаране это достигается
установкой "коленных посадок" с фиксацией бедер. 2. Приемы управления катамараном В
технике управления катамараном применяются специальные приемы работы
веслом-смещения вбок, траверс и другие, а также приемы работы корпусом и
бедрами гребца, создающие правильное положение судна относительно
текущей воды, способствующие увеличению его маневренности и
остойчивости. 2.1 Подтяжка (боковое притяжение) При
выполнении притяжения в исходном положении нижняя рука вытянута в
сторону перпендикулярно борту, а верхняя согнута в локте, ее кисть над
головой (или за головой)гребца. Лопасть, погружаемая в воду против
туловища гребца, развернута своей внутренней (вогнутой) стороной к
судну. Во время гребка нижняя рука подтягивает лопасть к борту, верхняя
давит на веретено в боковом направлении так же, как и при прямом гребке.
Бедра и колени напряжены, позвоночник изгибается. Движение туловища
выглядит так, будто гребец, взявшись за закрепленное вертикально
поставленное весло, подтягивает к нему судно усилием мышц туловища и
бедер. Эффективность такого притяжения зависит от дальности заноса
лопасти весла. Притяжения,
выполняемые одновременно двумя гребцами в одну сторону, смещают все
судно в эту сторону, притяжение, выполняемое носовым (кормовым) гребцом,
смещает нос (корму), то есть разворачивает судно. Одновременные
притяжения обоих гребцов с разных бортов разворачивают судно. Во время
всего движения к борту обращена внутренняя сторона лопасти весла.
Правильность выполнения приема определяется прежде всего сильным
разворотом плеч и положением верхней руки: кисть на высоте виска гребца
за его головой, локоть согнут под прямым углом на уровне подбородка.
Верхняя рука, как и при одиночном притяжении, давит на веретено весла в
поперечном направлении. Нижняя рука согнута в локте, предплечье
перпендикулярно борту и параллельно поверхности воды во все время
движения. Усилие руки обеспечивает перемещение лопасти весла вдоль
судна, при этом важно сохранить правильное положение предплечья. Этот
прием называется параллельным притяжением. Подтяжку
также можно выполнять под острым или тупым углом к направлению
движения. Это необходимо тогда, когда требуется небольшое боковое
смещение в сочетании с ускорением вперед или назад. 2.2 Закол (зацеп) Этот
прием является развитием приема одиночного притяжения в условиях выхода
лодки в зону, где вода движется в направлении, противоположном движению
лодки, или стоит, например при выходе из струи в улов и наоборот. При
этом лопасть весла забрасывается со значительным наклоном корпуса
гребца в сторону весла в зону противоположного направления скорости воды
под небольшим углом и жестко удерживается в ней. За счет разности
скоростей воды и судна возникает сила, передвигающая нос лодки в область
противоположной скорости воды. Передний гребец как бы цепляется за
уловную воду, которая втягивает нос лодки, разворот завершается за счет
уловного течения. При выполнении разворота крен задается внутрь. 2.3 Гребок перед носом Этот
прием предназначен для резкого разворота носа, и выполняется носовым
гребцом обычно в тот момент, когда другой носовой делает подтяжку или
закалывается. (На фото выше гребок перед носом выполняет Д. Малютин.)
Для того, чтобы этот гребок был возможен, необходимо посадить носовых
гребцов почти на самый нос катамарана. 2.4 Повороты Для
выполнения поворотов большого радиуса в стоячей или ровной, спокойно
текущей воде можно воспользоваться следующими приемами:креном в сторону,
противоположную стороне поворота (крен не по правилам, допустим
только на спокойной воде!);гребками перемещения неравной силы (слабее с
того борта, куда нужно повернуть);гребками перемещения на внешней
стороне поворота, проводимыми от судна, можно также изменить хват весла,
удлинив его на внешней стороне поворота; управляющим дугообразным
гребком от носа, Проводимым с внешней стороны поворота, с, внутренней-
не грести; управляющим дугообразным гребком от носа с внешней стороны
поворота и таким же гребком от кормы с внутренней стороны поворота. Для
выполнения поворотов на ограниченном пространстве и при большой скорости
используются боковое притяжение, отталкивание, зацеп. 2.5 Отталкивание Лопасть
весла, параллельная продольной оси судна, вертикально погружается в
воду у самого борта (или даже немного заходит под гондолу). Нижняя рука
почти касается гондолы, и, прижимая веретено весла к борту, жестко
фиксирует центр вращения рычага. Туловище гребца несколько развернуто в
сторону весла. Верхняя рука в исходном положении согнута в локте и
расположена горизонтально, примерно на уровне подбородка. Затем она
резко тянет рукоятку весла в направлении, перпендикулярном борту. При
этом весло давит на борт в точке его касания (которая фиксируется нижней
рукой) и смещает судно в боковом направлении. Так как путь весла в воде
при этом движении невелик, то движение многократно повторяется. Для
этого в заключительной фазе отталкивающего гребка лопасть весла
поворачивается на 90°, приводится к борту, снова поворачивается на 90° в
исходное положение, и затем делается новый отталкивающий гребок. 2.6 Подруливание Небольшое
притяжение или отталкивание, выполняемое слабым разворотом лопасти
весла в конце обычного гребка перемещения кормовым гребцом при движении
вперед или носовым гребцом при движении назад на каноэ или катамаране,
имеющее целью корректировку курса судна, называется подруливанием.
Подруливание выполняется членами команды по мере необходимости. 2.7 Безопорная проводка весла Очень
важна для туриста-водника безопорная проводка весла, являющаяся при
Маневрировании соединительным элементом между различными гребками, если
они проводятся с одной стороны. Владение безопорной проводкой важно для
слитности и быстроты действий при разворотах судна, когда рациональнее
производить все необходимые движения, не вынимая весло из воды: это
повышает остойчивость и мобильность судна. Наиболее употребительна
безопорная проводка лопасти весла вдоль борта от уровня своего туловища
ребром вперед и внутренней стороной к судну к точке начала нового
гребка. При этом необходимо расслабить кисть нижней руки, ведущей весло,
тол-кать веретено весла вперед ладонью (локоть расположен параллельно
борту), лишь слегка охватывая его пальцами. Тогда лопасть занимает
положение, при котором сопротивление воды ее движению минимально и не
затрудняет управления веслом, а готовность гребца перейти к любому
действию максимальна. Часто весло проводят, несколько развернув лопасть
внутренней стороной вперед, осуществляя при проводке легкое параллельное
притяжение. При этом риск затягивания лопасти встречным потоком воды
под судно минимален. Весло при проводке почти вертикально, что
достигается позицией верхней руки у головы гребца, как при параллельном
притяжении. 2.8 Траверс При
необходимости сместить судно поперек реки больше чем на 3-4 м с
небольшим продольным смещением выполняют траверс. Траверс можно
выполнять носом против течения и кормой против течения, первый способ
предпочтительнее. Для выполнения траверса носом против течения судно
выставляют под некоторым углом к течению и гребут прямыми гребками
перемещения. Угол между направлением течения воды и продольной осью
судна должен быть небольшим (тем меньшим, чем больше скорость воды) и
должен поддерживаться постоянным. Течение будет разворачивать судно, то
есть увеличивать этот угол и сносить судно вниз. Исправлять курс судна,
то есть уменьшать угол траверса до нужного, может кормовой гребец
энергичным одиночным притяжением или носовой гребец дугообразными
гребками. На однокорпусных судах очень важно задать крен от струи, тем
больший, чем больше скорость воды. Траверс кормой против течения
выполняется так же, но угол траверса выдерживать значительно труднее. Не
рекомендуется траверс кормой на участках реки, засоренных камнями, так
как велика опасность навала на них. 2.9 Крен Это
прием работы бедрами. Крен имеет важное значение в управлении
двухместными катамаранами. При выполнении крена корпус гребца остается
вертикальным, а бедрами и движением бедра и таза гребец накреняет лодку в
нужную сторону на необходимую величину. Крен сопровождает все маневры
на бурной воде. От правильного задания и выдерживания крена зависит
эффективность управления веслом и остойчивость лодки. Основное правило -
задавать крен в ту сторону, куда течет набегающий на судно поток воды,
то есть подставлять под него дно, а не борт судна. При этом степень
крена судна должна быть тем больше, чем больше разность скоростей судна и
той струи, куда судно входит. Особенно важно соблюдать правила крена
лодки при входе и выходе из уловов и стоячей воды за крупными камнями и
скалами в русле, при пересечении и траверсе реки (наклон вниз по
течению), при поворотах (наклон внутрь поворота). При крене лодки нужно
стараться больше работать веслом с той стороны лодки, куда она
накренена. 3. Маневры Приемы управления катамараном складываются в маневры. 3.1 Чалка (причаливание к берегу) Чтобы
зачалиться, нос катамарана резко выбрасывается на берег (в стоячую
воду). Пока течение заносит корму ниже по течению, у носового гребца,
находящегося ближе к берегу, есть некоторое время, чтобы выскочить, и,
схватив чальный конец, добежать до ближайшего дерева (камня, столба
...), где его можно привязать. Потом он возвращается и вытаскивает нос
своей гондолы на берег резкими рывками. Остальные гребцы работают на ход
против течения, и как только появляется возможность, выпрыгивают с
катамарана и затаскивают его на берег. Весла следует не оставлять на судне, чтобы не потерять, а выкидывать их на берег, там где нет людей. 3.2 Отчаливание от берега При
отчаливании один гребец (ближний к берегу) держит катамаран, пока
остальные занимают места и берутся за весла. После того, как все готовы,
последний запрыгивает на катамаран и занимает место. Пока он это
делает, желательно не предпринимать активных действий и не выгребать на
струю. 3.3 Использование тени камня Если
на реке есть большой камень, то за ним образуется "тишка" - область
слабого течения. Туда заходят, чтобы уйти с одной струи на другую, или
чтобы просто отдохнуть. В этих маневрах важна роль носового, который
закалывается в тишку. Если он удержит там нос катамарана, что достаточно
сложно, то совместными усилиями судно можно все-таки впихнуть в тень
камня. 3.4 Прохождение ворот Ворота - узкий проход между камнями. Главное здесь - пропихнуть в ворота нос. Остальное исправят кормовые. 3.4 Прохождение слаломных участков Слаломный
участок - несколько ворот, следующих друг за другом, при прохождении
участков между которыми необходимо резко смещаться вправо или влево.
Здесь самое главное - начинать поворот сразу после того, как нос вышел
из ворот. Один носовой закалывается, другой совершает гребок перед
носом. Кормовые следят, чтобы корму не начало заносить вперед, т.к. нос в
это время находится в тишке. После разворота в нужном направлении надо,
работая на ход, сместиться вперед до того момента, как центр судна
окажется на линии следующих ворот, а затем развернуться носом вперед. Заключение Описанные приемы поворотов и смещения судов, то есть приемы управления судами, могут быть использованы почти на всех гребных судах, то есть на каяках, байдарках, каноэ, катамаранах и надувных лодках. Прием отталкивания может быть применен только на судах с канойной греблей. Траверс не может быть применен на надувных судах при сколько-нибудь значительной скорости течения. Указанные приемы совершенно недостаточно знать теоретически. Они должны быть отработаны на тренировках и многократно повторяться в процессе круглогодичных тренировок. Реально при управлении гребным судном используется не один, а комбинация нескольких приемов. Для различных судов и для различных мест гребцов оптимальные комбинации приемов будут разными. Зависят они и от индивидуальных особенностей гребцов. Поэтому каждый гребец должен для себя и своего места на судне выбрать и тщательно отработать одну-две комбинации приемов на каждый маневр. | |
Просмотров: 1538 | |